Всего несколько недель остается до начала сезона благоустройства и озеленения земельных участков, вмещающих загородные дома. В том, что это дело совсем не простое, Homelot убедился в разговоре с Верой Глуховой, генеральным директором садового центра, носящего ее имя. В структуру этой компании сегодня входят три ООО – «Садовый центр», «Самарский ландшафт» и «Самарский питомник».



Биографическая справка

Глухова Вера Викторовна родилась в Шенталинском районе Самарской области. В 1987 году окончила биофак Самарского госуниверситета. Работала учителем биологии и завучем по внеклассной работе в средних школах Жигулевска и Ширяево, агрономом в лаборатории цветочно-декоративных культур в Минске. В 1995-99 годы – после окончания московской школы аранжировки цветов – трудилась в Самаре фитодизайнером в цветочном салоне «Очарование». Затем восемь лет была исполнительным директором ООО «Самарская Долина». С 2007 года по настоящее время гендиректор «Садового центра Веры Глуховой».
На ее счету ландшафтные объекты в Москве, Санкт-Петербурге, Кисловодске, Сочи, а также в Московской Самарской, Саратовской областях и Республике Татарстан. В 2010 году озеленяла территорию музейно-паркового комплекса в Иерихоне (территория Палестинской администрации государства Израиль).
Имеет десятки грамот, дипломов и благодарностей федерального, регионального и муниципального уровня. В 2011 году прошла обучение в питомнике Bruns (Германия), ежегодно посещает мероприятия Международной ассоциации производителей посадочного материала, участником которой является ее компания. Сотрудничает с более чем 30 питомниками Польши, Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии, Англии, Франции и России.


Аранжиро́вка (от фр. аrranger) - приводить в порядок, устраивать.

- Вера Викторовна, задача ландшафтного дизайна применительно к загородной недвижимости, согласно Википедии, - создание гармонии и красоты земельного участка, на котором располагается жилой дом. Какие средства при этом используются?

- Ландшафтный дизайн сочетает несколько видов деятельности. Это и архитектурно - строительное проектирование, и растениеводство вкупе с ботаникой, и владение культурно-исторической информацией. Но самое главное, на мой взгляд, это практическая работа на земле – собственно озеленение и благоустройство конкретной территории.

- Мне встречалось определение ландшафтного дизайна как «аранжировки пространства с помощью гармоничного сочетания элементов живой и неживой природы» – различных растений и камней.

- Искусство ландшафтного дизайна я вижу как раз в создании гармонии того, что создал человек, и того, что сотворила природа. Иначе говоря, в том, чтобы загородный дом и земельный участок составили цельный пространственный сюжет. Для достижения этой цели существует целый спектр услуг. В полном виде он включает геодезическую съемку участка, анализ почвы, разработку ландшафтного проекта, комплекс земляных работ, благоустройство территории участка, озеленение и, наконец, поддержание организованного таким образом пространства в ухоженном состоянии.

- Наверное, не каждый владелец загородного дома может позволить себе такое.

- Ландшафтный дизайн заказывают, в основном, люди со средним достатком и выше. Но здесь дело не только в финансовых возможностях: стильно не обязательно дорого. Нужно еще по-настоящему ценить благоустроенность и уют пространства, которое окружает загородный дом, осознание того, что жить в нем предстоит не один год, и не только нынешнему хозяину, а еще и его потомкам. К тому же, ландшафтный дизайн бывает разного ценового уровня: заказчик может ограничиться, например, высадкой кустарников и обустройством газона.

Если в пространстве создать гармонию, ее почувствует любой


- Какие факторы вы учитываете при разработке ландшафтного проекта для частного дома?

- Прежде всего, нужно соотнести стоимость реализации проекта, который мы предлагаем для данного конкретного участка, с той суммой, которую заказчик готов вложить в его обустройство: без согласования финансовых вопросов работу начинать нельзя. Следующий по значимости фактор – время: в зависимости от того, как долго заказчик готов ожидать результат, мы можем посадить саженцы или взрослые –  высотой 5-6 метров  или  двухлетние — растения. Можем выполнить проект за один сезон(с мая по октябрь) или за несколько сезонов. Не менее важно понять, сколько времени и сил заказчик готов уделить уходу за своим участком: розы и другие однолетние растения требуют максимального внимания, а, скажем, рокарии минимум усилий.

- А разве ваша компания не отвечает за посаженные растения?

- Мы гарантируем приживаемость наших посадок независимо от исходного состояния их корневой системы и погодных условий на протяжении срока договора с заказчиком. Так, если наши посадки вымерзнут зимой, мы их бесплатно заменим весной.

- Но ведь, кроме финансовых и временных факторов, есть еще и эстетический вкус заказчика.

- Мы изучаем вкусовые пристрастия заказчика, можем соответствовать.  Взаимодействие с клиентом начинается с обсуждения предварительного плана зонирования участка. Затем на выбор заказчику предлагается ассортимент растений, которые будут высажены: многие хотят, чтобы перед их домом весь сезон что-то цвело. Есть еще колористика: к примеру, кому-то нравятся холодные оттенки, а кому-то теплые, цвета могут отдалять или приближать перспективу. 

- Не слишком ли это сложные вещи для неспециалиста?

- Когда в пространстве созданы гармония и стиль, это в состоянии понять любой. Сходным образом человека, одетого со вкусом и с пониманием специфики среды, в которую он входит, отметят все окружающие. Думаю, эта способность дана всем нам от Бога.


Самара, далее везде


- Насколько высок спрос на ваши услуги у самарских владельцев загородных домов?

- С частными заказами мы работаем с 1997 года. За это время сложился большой круг постоянных клиентов, которые из года в год стремятся привлечь нас к благоустройству своих участков: ландшафтный дизайн требует постоянного ухода и возобновления. Еще больше людей, которые, услышав отзывы о нас от своих знакомых, хотели бы войти в число наших заказчиков: что ни говори, а «сарафанное радио» - один из самых эффективных видов рекламы. Не всегда к сожалению: не хватает времени и ресурсов. Более того, в течение довольно продолжительного времени – последние лет семь - наша компания занималась крупными проектами за пределами Самарской области – в разных городах и странах. Это, к примеру, Москва, олимпийские объекты в Сочи, Кисловодск, Железноводск, Саратов, Энгельс, Уфа, палестинский Иерихон.    

- И все это время вы в Самаре вообще не работали?

- Работали, конечно, но в ограниченных объемах и в основном по продаже растений. Из корпоративных заказов могу назвать обустройство территорий, прилегающих к офисному зданию Самарских городских электрических сетей, а также  сети ресторанов быстрого питания  «Макдональдс». В прошлом году вернулись на рынок частных объектов. К слову сказать, обустраивать небольшие площадки – в две-три сотки – мне нравится тем, что там часто  больше места для фантазии и творчества. И задачи бывают  интересней, чем на участках в три-пять гектаров.

- Сегодня «Вера Глухова» - это брэнд, и вы вправе сами формировать свой портфель заказов. 

- Если говорить о Самаре, экономическая целесообразность заставляет нас выбирать для работы частные объекты, расположенные в Царевщине и других поселках по оси «Самара – Курумоч». Исключение делаются редко.  Но если мы беремся за работу, делаем ее хорошо: репутация компании нам очень важна.

- И качество соответствует международным стандартам?

- Опыт работы на очень ответственных проектах – таких, как олимпийские объекты в Сочи, - показывает, что мы практически ни в чем не уступаем коллегам, в том числе, московским и зарубежным. А по части трудолюбия и тщательности мы кое-кого из них даже превосходим.

- В Самаре такую оценку могут дать себе немногие компании. На чем основан ваш успех?

- С 2001 года у нас есть постоянные партнерские отношения с компаниями-поставщиками растений из Голландии, Бельгии, Германии, Англии, Польши и других европейских стран. Это позволяет нам предлагать неограниченный выбор растений для обустройства земельных участков и реализовывать практически все, что наши клиенты могут найти по ландшафтному дизайну в интернете. Большое значение я также придаю обмену опытом с отечественными и зарубежными коллегами. Ежегодно выезжаю на учебу в европейские компании, специализирующиеся на ландшафтном дизайне, а их представители приезжают в наш садовый центр.

- Сформировался ли в Самаре рынок услуг ландшафтного дизайна?

- Есть такой рынок. В Самаре много ландшафтных фирм с  высоким уровнем работы, некоторые из них имеют почти 20-летний опыт. Среди  руководителей есть те, кто набирался опыта в нашей компании. Однако, возможности всех этих фирм вместе взятых сегодня значительно меньше, чем существующий сегодня в Самаре объем спроса на ландшафтный дизайн.

- Понятно, что «Садовый центр Веры Глуховой» является лидером этой индустрии. А как эта роль выражена в цифрах?

- Мы занимаем 60-70 процентов местного рынка продажи растений, что же касается ландшафтного дизайна, мне сказать трудно: мы ведь работаем, в основном, по России и за рубежом. 

Я бы в ландшафтники пошел. Кто меня научит?


- Насытить спрос на услуги ландшафтного дизайна невозможно без привлечения в эту индустрию молодых специалистов. Где в Самаре их готовят?

- Внашей сельхозакадемии есть такая специализация, но обучение по ней – согласно  профилю вуза - направлено на агрономию и не предусматривает преподавания архитектурных дисциплин.

- Как же вы со своим авторитетом не можете добиться, чтобы учебные планы и программы были скорректированы? 

- Учебный процесс – не моя компетенция. Я лишь могу объяснить, какие специалисты нужны нашему садовому центру. Впрочем, у нас есть договоренность с  ректором самарской сельхозакадемии  Петровым А.М. о прохождении его студентами производственной практики на нашей базе. Вопрос, полюбят ли они работу с растениями, будут ли они относиться к ним, как к живым существам, которых нужно поить, кормить и лечить, когда они заболеют.

- Так все серьезно?

- На мой взгляд, доброе отношение человека к растениям – залог его продуктивной работы в ландшафтном дизайне. Прежде, чем рисовать на бумаге красивые проекты, нужно хорошенько узнать о растениях, поработать с ними на земле своими руками. И если нет такой практики, не помогут никакие теоретические знания! В лучшем случае получится красивая картинка, которую, увы, нельзя будет воплотить в жизнь.
Для образования в сфере ландшафтного дизайна я делаю все, что могу: встречаюсь со школьниками и студентами сельхозакадемии - объясняю им азы профессии и свои требования как работодателя, 13 лет являюсь одной из ведущих передачи « Дачные советы с Галиной Старосельцевой». Я готова принять на работу человека без опыта - с одним лишь условием: у него должен быть реальный интерес к нашему делу.

- А с Самарским архитектурно-строительным университетом не пробовали решать ваши кадровые проблемы? 

- До сих пор ни один студент СГАСУ не приходил к нам на практику. Трудно объяснить, почему. Может быть, причина в том, что студенты-архитекторы не видят себя на земле и не приемлют трудоемкий уход за растениями в естественных природных условиях – иногда под дождем и под палящим солнцем.  

- Где же вы тогда берете специалистов?

- Приходится готовить их самим. Имея опыт работы с растениями, можно получить дополнительное образование по ландшафтному дизайну в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Оно, в частности, дает умения и навыки работы с автоматизированными системами архитектурного проектирования, которые позволяют создавать ландшафтный дизайн-проект на компьютере .

- Может быть, ландшафтнику есть смысл работать в паре с архитектором?

- Такой вариант тоже есть в нашей практике. Архитектор понимает в компоновке пространстве, цветовых сочетаниях, перспективе. Он генерирует идею, вместе с нами доводить ее до дизайн-проекта, а мы этот проект воплощаем. По такому принципу мы делаем все наши крупные проекты, привлекаем к сотрудничеству нижегородских и питерских архитекторов. А вот небольшие проекты делаем сами – силами наших сотрудников, прошедших двух-трехнедельную индивидуальную стажировку.

- Может ли владелец загородного дома достойно обустроить свою территорию, не прибегая к посторонней помощи, а, скажем, используя информацию из интернета? Есть в Самаре консультанты по этой теме?

- Получив даже самые детальные сведения, нужно обязательно посоветоваться со специалистом. За этим можно обратиться, в частности, в нашу компанию: мы консультируем всех, нужно только договориться о времени и цене консультации. Мы можем еще порекомендовать, с какими ландшафтными фирмами в Самаре стоит иметь дело с учетом их деловой репутации, опыта и качества работы.

- Каковы современные веяния в ландшафтном дизайне?

- Мода в этой сфере постоянно меняется, и тут надо учитывать местную специфику. Скажем, в Европе сейчас воспроизводят в саду первозданную природу с естественными растениями, которые у нас называют обычными сорняками.  В то же время модны специально выведенные злаки изысканных цветов – я их видела во Франции в парках, которые разбиты вокруг средневековых замков. Но при любых веяниях моды нужно руководствоваться принципом: «Выразительность скупа, все лишнее безобразно».


Текст: Юрий Сахаров